Газета «Вестник»
Архив

№ 48 (674)
5 декабря 2003


Заголовки в формате RSS

Богатырское телосложение


Уже два года Ульяновский госуниверситет совместно с Рериховским центром духовной культуры проводит лектории в рамках программы 'Музей как образовательное пространство’.

В музее истории УлГУ раз в месяц проходит 'Выставка одной картины’, на которой демонстрируется один из всемирно известных шедевров, а студентам читаются тематические лекции.

На прошлой неделе в музее выставлялась репродукция картины Виктора Васнецова 'Три богатыря’ с темой занятия 'Телесность как объект социокультурного анализа’. На этот раз лекторий проводился специально для студентов медицинского факультета, поэтому и культурное исследование картины осуществлялось с медицинской точки зрения.

Тема телесности всегда была связана с живописью. С древнейших времен появлялись условные изображения фигур людей на камнях и стенах домов, и редкий художник не отражал в своем творчестве 'феномен телесности’, то есть самого человека.

Знаменитая картина Васнецова была представлена на лектории не случайно, она демонстрировала 'Типологию мужества’. Сотрудники Рериховского центра рассказали, как создавалась эта картина. Своих богатырей художник писал с натуры. Прототипом образа главного защитника Руси Ильи Муромца, например, стал простой крестьянин Иван Петров, Добрыни Никитича — дядя князя Владимира Святославовича, а Алеши Поповича — сын рабочего в доме Васнецова — Андрюша.

Что интересно, от 'Трех богатырей’ можно провести параллель к теории телосложения, разработанной немецким психологом Кречмером. В основе теории — три главных типа строения человека и, соответственно, три типа характера, так как по внешним данным можно сделать вывод о психологических свойствах человека.

Каждый васнецовский богатырь, оказывается, символизирует определенный тип телосложения. Илья Муромец — пикнический (с широкими чертами лица, полной фигурой и добродушным, общительным характером), Добрыня Никитич — атлетический (крепкий, физически развитый и решительный, с сильной волей), Алеша Попович — астенический (’узкий’, худой по сложению и нерешительный, ранимый, даже обидчивый). Вот так героев всем известного произведения искусства можно 'разобрать по косточкам’.

Музыкальным оформлением рассказа искусствоведа Натальи Сахаловой стали былинные песни в исполнении студента второго курса актерского отделения ФКИ Сергея Костина и игра на балалайке композитора Владислава Федикова.

 Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019